Экспертные байки от Галяшиной.
Ты кто? Я- эксперт. Может быть…
Сначала остановлюсь на очень важном моменте. У меня опять пошли вопросы по конкретным уголовным делам, на основе которых написаны байки. Поясняю. Данные предварительного расследования не подлежат разглашению.
Кроме того, материалы судопроизводства - конфиденциальная информация. Персональные данные каждого человека также защищены Законом.
Поэтому я не привожу никаких имен, фамилий (включая фамилии экспертов), номера уголовных дел и даже место, где эти дела слушались. Для меня эти уголовные дела важны в качестве примера, и я даю информацию не о самих делах, а о связанных с ними проблемах судебно-экспертной деятельности. Поэтому я выбрала форму байки, убрав всю фактическую информацию о самом деле. Байка — поучительный или юмористический рассказ, иногда основанный на реальных событиях. А теперь сама история.
… Дело было в одном из регионов. Итак, попытка дать взятку должностному лицу. По делу проведена фоноскопическая экспертиза оперативных фонограмм. Адвокаты выразили претензии к проведенной экспертизе. Судья вызвала экспертов в суд. Я была введена в судебный процесс в качестве специалиста. Так как для допроса эксперта нужны специальные знания, судья разрешила мне участвовать в допросе экспертов. С чего начинается любой допрос эксперта в суде? С установления его квалификации. Вот об этом я и расскажу.
В суде привыкли, что частные эксперты прикладывают к своему заключению всевозможные дипломы, свидетельства и сертификаты. В нашем случае - к экспертизе не приложено ничего, и это обычное дело для экспертиз, проводимых в государственных судебно-экспертных учреждениях. Даже не приложены копии дипломов об образовании экспертов. В Заключении эксперта просто сказано, что эксперт имеет высшее филологическое образование. Нет не только копии диплома, но и вкладыша к нему. Зачем он нужен? Согласно Закону, у нас государственный судебный эксперт может иметь любое высшее образование. Им может быть и бакалавр. Но бакалавр не изучает нужные эксперту теоретические дисциплины, и если изучает, то не в требуемом объеме. Кроме того, он не защищает выпускную квалификационную работу в виде диплома, а просто сдает государственный экзамен. Поэтому к заключению эксперта не приложены: ни диплом, ни вкладыш с изученными дисциплинами и оценками по ним. Идем далее. Вопрос: – Вы учитель русского языка, и значит вам для получения квалификации судебного эксперта нужна была переподготовка по конкретной экспертной специальности. Вы переподготовку проходили? – Все материалы о повышении квалификации в моем личном деле. Хотите - запрашивайте. – Речь не о повышении квалификации, а о переподготовке. – Все материалы в моем личном деле. - Суд запросил материалы из личного дела о прохождении экспертом всех ДПО. Оказалось, что никакой переподготовки не было, была только стажировка в том же экспертном подразделении, и на её основе был выдан "допуск" на право самостоятельного производства экспертиз.
А что такое стажировка? По Закону это деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем, для определения возможности зачисления на штатную должность. Стажировка предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации.
Также важно отметить, что стажировка – это обучение, которое проводится под руководством более опытного специалиста с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений, навыков, полученных в результате теоретической подготовки и необходимых для безопасного выполнения трудовой функции. То есть стажер обучается в процессе производственной деятельности. Естественно, что стажировка не является переподготовкой бакалавра-филолога в эксперта и по результатам стажировки квалификация судебного эксперта соискателю-филологу присвоена быть не может. Но вернемся к нашему делу.
Обращаю внимание суда, что согласно ст. 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», эксперт должен иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности. С выдачей документа ГОСУДАРСТВЕННОГО образца. И эксперт должен подтверждать свою квалификацию каждые 5 лет. Обычную стажировку нельзя признать дополнительным профессиональным образованием по экспертной специальности. Даже формально. Никакого документа государственного образца у эксперта нет!
Также как нет вкладыша с перечнем изученных дисциплин и количеством часов обучения. То есть эксперт наличие у него квалификации как государственного судебного эксперта подтвердить не смог. А дальше нужно продолжать рассматривать его экспертизу, если эксперт и не эксперт вовсе и не имеет права выполнять такие экспертизы вовсе?
Э-хе-хе! Вам бы такие слова да Богу в уши. Ваша теория разбивается о нашу практику… Так и бьёмся, как рыба об лёд.
P.s. Суммирую для адвокатов. К заключению эксперта должны быть приложено ТРИ документа, подтверждающие его квалификацию: диплом о высшем образовании вместе с вкладышем с перечнем изученных дисциплин и количеством часов обучения; диплом о дополнительном профессиональном образовании в форме профессиональной переподготовки с аналогичным вкладышем; свидетельство об аттестации эксперта. Этих документов суду достаточно, чтобы оценить соответствие квалификации государственного судебного эксперта требованиям статьи 13 ФЗ ГСЭД.